Как люди манипулируют людьми

Менее ста лет минуло с тех пор, как средства массовой информации стали явлением столь же привычным, более того, неосознанным, как, например, утоление жажды. Часто ли мы задумываемся – почему пьём воду в какой-то конкретный момент? Так и с радио, телевидением, печатными изданиями, интернетом. Мы слушаем, смотрим, читаем, не подозревая, что в то самое время журналист N формирует наши желания, образы, мнения, одним словом – мышление. Человек, ежедневно «потребляющий» информацию с различных источников, почти стопроцентно заблуждается, уверяя, что его мнение оригинально, объективно, и он не подвержен влиянию СМИ. Ещё как подвержен. Прочитав репортаж, вы узнаете о самых действенных коммуникативных способах манипулирования общественным сознанием.

Прямо в лоб

Первостепенная задача каждого печатного издания, каждой радиостанции, телеканала, сетевого ресурса – рейтинг. И ради его высокого показателя все средства хороши. Иногда воистину как на войне, ведь цель в конечном итоге окупает затраты, потому как единица зрителя, читателя, пользователя социальной сети – это потенциальный потребитель. Потребитель образа жизни, политического строя, социальной ориентации. Журналистика для того и нужна, чтобы воспитать правильного лояльного потребителя. И первостепенную роль в данном процессе играют языковые средства.

 

Как люди манипулируют людьми

Источник фото

Богатый арсенал воздействий СМИ на аудиторию делится на прямое и косвенное. При прямом методе речевого воздействия часто применяются формы повелительного наклонения, когда посредством СМИ общество открыто побуждают к определенному действию или решению. Как правило, так действуют в критические для государства и, соответственно, населения годы. Например, когда началась Великая Отечественная война, плакаты и транспаранты, дикторы радио и телевидения  призывали народ: «а ты сделал…!», «кто ещё не записался…!», «во имя победы ты должен…!». Советские правительственные ораторы, конечно, далеко не первые, кто оперировал патриотическими чувствами граждан. Акцентирование на общенациональное дело всегда было и будет мощным стимулом для каждого жителя всякого государства.

Как люди манипулируют людьми

Источник фото

Ещё один способ при прямом методе речевого воздействия на публику – это повествовательно-вопросительные конструкции. Они вроде бы и сообщают конкретную информацию, но в то же самое время и запрашивают её у аудитории. Такие языковые средства одновременно являются и информацией и действием, оказывая нужный эффект. Вспомните любую рекламу: суть каждой сводится к тому, что «наша продукция не имеет аналогов, и мы единственная организация, которая может предоставить её вам. Внимание! Предложение ограничено!». Здесь нет открытого принуждения, но есть, тем не менее, подстёгивающий момент, бессознательно воздействующий на потребителя: нужно успеть  — раз, и два – только эта фирма обеспечит меня жизненно необходимой вещью. В девяноста процентах случаев товар или услуга оказываются ненужными, но поздно – необходимая производителям реакция свершилась.

Как люди манипулируют людьми

Источник фото

Исподтишка

Средства массовой информации всегда, в той или иной мере, выполняют чей-либо заказ на формирование определённого мнения у население в целом и отдельных социальных слоёв. Во многом благодаря СМИ закладываются ценностные ориентации в сфере политики, экономики, идеологии, права. Медиаресурсы фактически выступают в роли просветителей, попутно закладывая в головы зрителей/читателей нужные стереотипы. Используя средства косвенного речевого воздействия, журналисты принуждают общество «правильно реагировать на ситуацию».

Как люди манипулируют людьми

Источник фото

Практически в каждой передаче и даже крохотной газетной заметке используется один из методов манипулирования общественным сознанием. Вот лишь некоторые, наиболее распространённые, из них:

  • «Перетасовка». Упоминание только положительных или только отрицательных (в зависимости от ситуации) фактов и доводов и умалчивание противоположных;
  • «Эффект неожиданности». Когда в не предвещающей ничего особенного речи ведущего, вдруг объявляется некая шокирующая информация;
  • «Да-да-да». Тактика интервьюирования, когда собеседнику задаётся несколько вопросов подряд, на которые он обязательно ответит «да». И есть большая вероятность, что на следующий, государственной важности вопрос, интервьюер так же ответит положительно;
  • «Повторы». Повторение закрепляет важные (заказанные кем-либо) положения в сознании. В итоге потребители информации привыкают к ним, а затем уже и выдают эти доводы за свои;
  • «Использование эвфемизмов». Слова, представляющие действительность в более выигрышном и благоприятном свете, нежели она есть на самом деле.
  • «Выборочный подбор информации». Используются только те факты, которые являются выгодными для информационно-психологического воздействия;
  • «Информационный шум». В основе данной манипулятивной уловки заложен принцип, когда основная информация перемежается множеством других фактов, не относящихся к рассматриваемой теме. Допустим, начав говорить о проблеме доставки гуманитарной помощи в пострадавшие от стихийного бедствия районы, можно уйти в полемику о глобальном потеплении климата. Добавить сюда сложносочиненные комментарии политиков, «заумные» выступления экспертов, и, в результате, главная тема «размоется»;
  • «Фрагментация». Разделение целостной проблемы на отдельные фрагменты – так, чтобы читатель или зритель не смог связать их воедино и осмыслить проблему. Дроблению служит множество технических приемов: статьи в газете делятся на части и помещаются на разных страницах, текст радиоведущего или телевизионная программа разбиваются рекламой.

Кто засоряет «фильтр»

Средства массовой информации – главнейшие информаторы для большой части населения земного шара. И невозможно преуменьшить их роль в формировании того или иного «социального настроения» как отдельного человека, так и всего общества в целом. СМИ определяют досуговое времяпровождение людей. В то время, когда человек отвлечен от повседневных забот и обязанностей, коммуникации воспитывают его.

 Хорошо, если сознание человека уже сформировано, и он умеет отделить зёрна от плевел, но когда журналиста-провокатора слушают люди необразованные или дети, последствия могут быть непредсказуемыми. Выше уже упоминалось, что каждый медийный ресурс существует за счёт кого-то и во имя чего-то. И всё происходящее в рамках информационной политики делается ради достижения некой определённой цели.

Как люди манипулируют людьми

Источник фото

В предыдущей главе описаны прямые и косвенные средства языкового воздействия. Своя градация существует и в предлагаемом журналистами продукте – семантическая и эстетическая информация.

Семантическая информация обращена к логике и здравому смыслу человека. Эстетическая же информация, исходящая от средств массовой информации, манипулирует бессознательным. Она не столько отражает реальное положение вещей, сколько вызывает у аудитории определенные душевные состояния, реакции и эмоции.

Как люди манипулируют людьми

Источник фото

В более выигрышной позиции здесь оказывается телевидение (в последние несколько лет ещё и интернет), потому как у данного коммуникационного канала есть и речь, и картинка. Человек может фильтровать информацию, если он только слушает новости или, наоборот, только смотрит видео, без звука. Но как только речь и картинка соединяются, эффективность внедрения информации в сознание многократно возрастает, «фильтр» уже не справляется с информационным потоком.  Критическое осмысление настолько снижается, что мозг функционально уже не в состоянии расслоить текст и видео, даже если они никак не связаны между собой. Используя этот эмоционально-психологический фактор, телевидение весьма преуспело в искусстве манипулирования. Газета (только текст) и радио (только звук) не так убедительны для публики.

Согласно многочисленным социологическим опросам, во многих странах телевидение является основным источником образования среди детей и подростков до 17-ти лет и малообеспеченных, безграмотных слоёв населения. Социальные группы уровня среднего класса и выше телевидению предпочли деловые или культурные печатные издания и телеэфир для них является «скорее злом, чем добром».

Как люди манипулируют людьми

Источник фото

В журналистике есть очень циничное правило – «сообщение всегда должно иметь уровень понятности, соответствующий коэффициенту интеллектуальности примерно на десять пунктов ниже среднего коэффициента того социального слоя, на который рассчитано сообщение».

Давайте быть исключениями из этого правила.


При написании материала использована информация из печатных источников и интернет-ресурсов:

  • Оскар Гойхман, Татьяна Надеина «Речевая коммуникация».
  • Георгий Грачёв, Игорь Мельник «Манипулирование личностью».
  • Лариса Федотова «Социология массовой коммуникации».
  • lib.csu.ru
  • hses-online.ru

Источник заглавной картинки — globalismtv.narod.ru

Мудрая сова 05 ноября 2014